![]() ПетергофВ 30 километрах от Санкт-Петербурга находится его блестящий пригород – Петергоф. До революции 1917 г. он был одной из летних царских резиденций. Слово «Петергоф» в переводе с немецкого означает «Петров двор». Впервые оно упоминается в походном дневнике Петра 1 за 1714 г. В некотором смысле Петергоф обязан своим появлением Кронштадту (который был заложен зимой 1703-04 гг.). Пётр часто посещал стройку морской крепости и добирался по суше и по морю. Путь по суше шёл по трассе, близкой к нынешнему Петергофскому шоссе до Петергофской мызы, либо Ораниенбаума. Здесь Пётр со свитой пересаживался на судно и по воде добирался до острова Котлин. Для остановок в этих частых путешествиях Пётр и приказал заложить небольшой путевой дом, ставший со временем его любимым детищем – Петергофом. Началось осушение прибрежной территории, а после этого и работы по разбивке парка, строительству Большого и малых дворцов. Когда Пётр побывал в Версале, то загорелся идеей создать «русскую Версалию» здесь, рядом с Санкт-Петербургом. Многие европейские идеи приходили в начале 18 века в нашу страну, однако попадая на русскую почву причудливым образом преобразовывались и видоизменялись таким образом, что стали самобытными и национальными явлениями, целыми пластами отечественной культуры. Таков Петергоф. ![]() В начале 1710-х Петр сам сделал наброски плана дворца на холме и парка с фонтанами. Строительные работы начались в 1714 г. Петр 1 приглашал архитекторов из Европы. Первым зодчим стал Иоганн Браунштейн, который разработал общий план и стал претворять его в жизнь. Леблон также некоторое время занимался постройкой Петергофа до своей смерти в 1719 г. Микетти, а затем и Земцов продолжили начатое. 15 августа 1723 г. стало днём открытия Петергофа, Пётр 1 пригласил иностранных послов и устроил грандиозный праздник. Морская резиденция символизировала прорыв России к морю и окончание Великой Северной войны.
Во времена Елизаветы Верхние палаты (Большой дворец) были реконструированы Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. Он сохранил центральную часть петровских построек, надстроил этаж и увеличил фасады, создав анфиладу комнат. С восточной стороны появилась дворцовая церковь («крыло под крестом»), а с западной – «крыло под гербом». К 1755 г. работы были закончены.
Летняя резиденция использовалась в самых торжественных случаях. Дворец освещался 10 000 свечей, на балы приглашали до 3000 гостей и только избранные имели возможность переночевать во дворце. Остальные же останавливались в своих каретах, которые ставили в Верхнем саду.
![]()
Знаменитые Петергофские фонтаны, прежде всего Большой Каскад – это памятники победам России. «Самсон, раздирающий пасть льва» символизирует Россию, победившую Швецию в Северной войне. Решающее сражение – Полтавская баталия произошла 27 июня 1709 г., в день св. Самсона Странноприимца. Ну а лев - это символ Швеции, он изображён на её гербе. Таким образом аллегория становится понятной современному человеку. Фонтан был установлен в 1735 г. в ознаменование 25 годовщины Полтавской битвы. Высота струи – 21 метр. Большой каскад имеет 17 водопадных уступов, 39 позолоченных статуй, 29 барельефов, 142 водные струи. ![]() Морским каналом Нижний парк разделён на две части. На восточной половине находится Монплезир («моя отрада», «моё удовольствие» фр.) – небольшой дворец, так любимый Петром 1. Строительство было начато в 1714 г. и завершено к 1723 г. Небольшого размера здание, выполненное на голландский манер, продуваемое всеми ветрами очень нравилось Петру. За окнами своего Морского кабинета Пётр видел воплощение своей мечты в реальность: по Финскому заливу шли корабли, виднелись очертания Кронштадта и Петербурга, Россия «ногою твёрдой стала при море». К Монплезиру ведёт аллея, начинающаяся от каскада «Шахматная гора». Рядом расположены и Римские фонтаны. Первые фонтаны появились перед каскадом в 1739 г., с течением времени они прошли ряд изменений про проектам Растрелли и др. мастеров.
В отдалении справа, в глубине парка находится фонтан «Пирамида». Впервые он упоминается в 1721 г. Первоначально фонтан был деревянный, но к концу 18 в. приобрёл мраморную отделку. 505 форсунок, отрегулированных по диаметру, формируют 7 ярусов струй. «Пирамида» расходует больше воды, чем другие фонтаны.
Возвращаясь к Монпезиру нельзя не заметить и памятник основателю-Петру 1. На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы в 1884 г. установлен памятник Петру I. Бронзовый Петр в мундире Преображенского полка энергично шагнул, опираясь на трость, к берегу Финского залива. В его левой руке крепко зажата подзорная труба. Взгляд Петра, вся его фигура выражают решительность полководца и государственного деятеля — преобразователя России. Памятник создан замечательным русским скульптором XIX в. М. Антокольским. В период оккупации Петергофа фашисты похитили статую и найти ее впоследствии не удалось. По авторской гипсовой модели, сохранившейся на заводе «Монументскульптура», изготовили копию и установили памятник на своем месте в 1956 г.
С главной осью Нижнего парка связана и Марлинская аллея, проложенная параллельно морскому берегу. В 1714-1723 гг. аллея была проложена от восточных границ парка до Марлинского пруда. Её планировка связана с именами Браунштейна, Леблона, Микетти. На оси аллеи находятся фонтаны «Адам» и «Ева».Петр прилагал не мало усилий для украшения своего Парадиза. А каждый земной сад должен быть отражением сада райского, поэтому очень символично появление этих фонтанов и в Петергофе. Скульптуры были выполнены в 1718 г. ваятелем Д. Бонаццей по заказу С. Рагузинского, русского дипломата. В октябре 1722 г. статуя Адама заняла своё место. В 1726 г. появился и фонтан с фигурой Евы. Не обошлось без аллегорических параллелей. Адам и Ева символизируют прародителей Российской империи - Петра 1 и Екатерину 1. Двухкилометровая Марлинская аллея ведёт к дворцу Марли, что вблизи западной границы парка. Этот дворец был спроектирован Браунштейном в 1720 г. В 1723 г. строительство было завершено. Внутри дворца всего 7 комнат на каждом из этажей. В период Великой Отечественной войны дворец был почти уничтожен, как и многие другие памятники Петергофа и возрождён трудом сотен реставраторов. В 1982 г. Марли был открыт вновь. Рядом находится и каскад «Золотая гора», возведение которого началось в 1721 г. Проект создал Микетти, скульптурное убранство выполнено по рисункам Земцова. Полностью завершено создание фонтана было только в 1731-1732 гг. Водопадную лестницу архитектор расширил и увеличил по высоте, появились фонтаны-скульптуры «Андромеда» и «Нимфа». В 1870 г. архитектор Н. Л. Бенуа отреставрировал каскад, по его чертежам кирпичные водопадные ступени облицевали мрамором и заменили статуи. В 1979 г. завершилась вторая (после 1870 г. ) реставрация. Также в западной части парка находится и павильон Эрмитаж. Не стоит его путать с Государственным Эрмитажем, общего у них только название. «Эрмитаж» означает «место уединения», «жилище отшельника». Уединенный характер этого сооружения подчёркивается «каналом», отделяющим его от остальной части парка. Предназначался этот павильон для увеселительного и уединённого времяпрепровождения в кругу избранных друзей. Строительство началось в 1721 г. и завершилось летом 1725 г. Второй этаж использовался для пиршеств, туда можно было подняться на специальном кресле-лифте. Слуги находились внизу и подавали блюда при помощи стола на 14 персон с подъёмным механизмом. Гость мог заказать желаемое блюдо, тарелка опускалась вниз, и через несколько минут заказ появлялся на столе. Стены декорированы 124 картинами, развешанных рядом друг с другом. Такая развеска называется шпалерной. Картины подгоняли по размерам, иногда обрезали или дописывали, основная задача была подобрать подходящие цветовые решения, а не сохранить единство тематики и стиля. Картины были сохранены в эвакуации в период войны. Петергофский Эрмитаж стал первым среди подобных парковых сооружений в России, столь модных в 18 веке. Неподалёку располагается и Львиный каскад. По плану его строительство должно было начаться ещё в 1720-е гг, однако этого не произошло. В 1854-1855 гг. А. Штакеншнейдер выполнил этот фонтан уже в духе позднего классицизма. Во время войны фонтан был полностью разрушен и восстановлен только в 2000-е. Фонтанов в Петергофе больше чем в Версале, а сам парк (по свидетельству многих туристов) выглядит изящнее и масштабнее знаменитого пригорода французской столицы. Но главное, что все фонтаны работают без единого насоса, используется принцип «самотёка». Источники воды располагаются на Ропшинских высотах, в 20 км от Петергофа. Вода собирается через сложную систему рек и каналов, скапливается в специальных резервуарах и самотёком бьёт, а после чего стекает в Финский залив. В этом кратком обзоре упомянуты лишь самые основные красоты Петергофа. Чтобы увидеть это (и многое другое :)) своими глазами, приезжайте в Петергоф! |
![]() Чтобы заказать экскурсию в Петергоф отправьте Ваше сообщение через эту форму или позвоните мне +7 960 276 34 50. РоманСайт сделан под разрешение экрана 1280 на 800. Если страницы отображаются некорректно, настройте разрешение экрана: Рабочий стол-правая кнопка мыши-свойства-параметры-разрешение экрана. Петергофские белки - главная туристическая достопримечательность :))
|
|
|
|