Царское СелоЭтот пригород знаменит своими художественными и историческими памятниками. Царскосельские дворцы и парки относятся к лучшим образцам архитектуры. С Царским Селом связана судьба многих выдающихся людей России, здесь вершились государственные дела.
История Царского Села началась с 1710 г., когда Саарскую мызу Пётр 1 пожаловал Екатерине Алексеевне, будущей супруге императора. Над созданием Екатерининского дворца, начиная с 1718 г. последовательно работали архитекторы: И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерон, И. Монигетти, В. Стасов и др.
С 1748 г. строительство дворца велось под надзором Ф.-Б. Растрелли. Растрелли сознавал, что дворцы создаются «для единой славы всероссийской», и эту идею воплощал в своих творениях. В 1752-1756 гг. Растрелли перестроил Большой дворец, создав блестящую резиденцию. Дворец был надстроен, фасады вытянулись более чем на 300 метров. Огромное количество колонн, пилястр и скульптур придало дворцу необычайно нарядный вид. Стены были выкрашены в лазоревый цвет, лепные и резные украшения позолочены. Знакомство с историческими интерьерами начинается на Парадной лестнице. Парадные залы, которые располагаются на втором этаже создают знаменитую Золотую анфиладу. Следуя друг за другом, интерьеры воплощают художественные вкусы эпохи русского барокко. Резная золоченая резьба является главным элементом внутреннего декора. Живописные плафоны, зеркала, наборные паркеты дополняли архитектурное убранство залов. Жемчужинами дворца являются Большой зал и Янтарная комната. Большой зал, созданный Ф.-Б. Растрелли, имеет площадь 846 квадратных метров. В 18 веке его называли Большой или Светлой галереей. Резьба по дереву, покрытая позолотой, является главным украшением стен. Множество зеркал и окон расширяют пространство, создавая иллюзию простора и необычайного объёма помещения. Огромный плафон, центральная часть которого изображает «Триумф России», исполнил Дж. Валериани при участии А. Перезинотти.
Проходя по Золотой анфиладе, предстаёт перед глазами знаменитая Янтарная комната. Мозаичные янтарные панно были выполненные в 1709 г. для отделки кабинета прусского короля. В 1716 г. Пётр 1 во время пребывания в Берлине получил в подарок от короля Фридриха-Вильгельма 1 янтарные панно, которые были доставлены в Санкт-Петербург. В 1740-х гг. панно были использованы в отделке Зимнего дворца, зачем в 1755 г. по распоряжению Елизаветы, их перенесли на руках в Царское Село. Именно здесь Растрелли создал великолепную Янтарную комнату. Фашистские захватчики вывезли Янтарную комнату, её следы оборвались в Кенигсберге в 1945 г. Воссозданная в 2003 г. она поражает воображение посетителей. Картинный зал занимает весь объём здания, художественные полотна покрывают стену полностью, такой тип развески называется шпалерной.
В 1779 г. Екатерина 11 поручила переделку интерьеров дворца Ч. Камерону. Зодчий оформил Комнаты императрицы в южной части дворца, а также апартаменты великого князя Павла Петровича его супруги Марии Федоровны в северной половине. Стены Зелёной столовой на половине великого князя декорированы орнаментальными фигурами, рельефами, медальонами.
После пожара 1820 г. В. Стасов возродил Золотую анфиладу Растрелли и интерьеры Камерона. Он же создал новые покои для Александра 1 (Парадный кабинет) и его матери – Марии Федоровны.
Гармонирует с Екатерининским дворцом и парк перед его фасадом. Ровные дорожки, стриженые деревья, узорчатые клумбы – всё это отличительные детали французского или регулярного стиля в паркостроении. Восемнадцатый век- век Просвещения, всё должно было подчёркивать торжество разума над природой. Правильная, продуманная планировка дорожек и цветников олицетворяла государственный порядок. Центральной аллей, ведущей от дворца можно пройти к павильону «Эрмитаж», а по правую сторону будет виден «Грот», декорированные Растрелли. В 1779 г. И. Неелов построил «мыльню для Их Высочеств», известную под названием Верхняя ванна. Нижняя ванна, сооруженная в 1779 г. и служившая баней для придворных находится в нижней части парка.
Изменение вкусов, возрождение интереса к античности отразилось и на Царском Селе. На смену пышности русского барокко пришёл классицизм. К южной половине Екатерининского дворца примыкает знаменитая Камеронова галерея, здания Холодной бани с Агатовым павильоном, Висячий сад и Пандус. Ч. Камерон, знаток античной истории, археолог и архитектор создал неподражаемое произведение в греко-римском вкусе.
На берегах Большого пруда располагается павильон Адмиралтейство, Турецкая баня, Мраморный мост. Неподалёку находится и статуя-фонтан «Молочница», сооруженная скульптором П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена в 1816 г. Памятники русской воинской славы посвящены русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Это Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск. Они были выполнены из мрамора по проектам Ринальди и прекрасно вписались в пейзаж Екатерининского парка.
В 70-е годы 18 века Екатерина 11 увлеклась китайским искусством. Были созданы Китайская деревня, Скрипучая беседка, Малый и Большой капризы.
Александровский парк, примыкающий к Екатерининскому дворцу с запада состоит из двух частей – регулярной и пейзажной. Пейзажная часть парка украшена «готическими» сооружениями – Белая башня, Шапель, Арсенал, Ферма, Пенсионные конюшни.
Центром парка является Александровский дворец, возведенный в 1796 г. архитектором Дж. Кваренги для внука Екатерины 11 – Александра 1. Последний российский император, Николай 11 превратил Александровский дворец в свою постоянную резиденцию. Здесь он жил с 1905 по 1917 г. |
Заказать экскурсию в Царское Село Вы можете прямо сейчас с помощью этой формы или по телефону +7 960 276 34 50. Роман.Сайт сделан под разрешение экрана 1280 на 800. Если страницы отображаются некорректно, настройте разрешение экрана: Рабочий стол-правая кнопка мыши-свойства-параметры-разрешение экрана. |
|
|
|