Спас на КровиХрам Воскресения Христова возведён на набережной Екатерининского канала (канала Грибоедова). Именно на этом месте 1 марта 1881 г. был убит император Александр II. Этим объясняется его второе название – «Спас на Крови». При разработке проекта, его авторы А. А. Парланд и архимандрит Игнатий (И. В. Малышев) базировались на композиционных приёмах московского и ярославского зодчества. Спас на Крови стал наиболее ярким образцом архитектуры национального, неорусского стиля. Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 г. Александр III, при котором был заложен храм, очень любил всё русское, что сыграло немаловажную роль в том, что был выбран именно проект А. Парланда. Строительство и отделочные работы продолжались свыше 20 лет. 19 августа 1907 г. храм был освящён. В его интерьер включено место, где был смертельно ранен Александр II. Это повлекло за собой необычное расположение здания на самой кромке набережной. Для колокольни даже потребовалось сделать специальный выступ, выдвинутый в русло канала. Входы расположены с северной и южной сторон, что нехарактерно для православных храмов, где вход обычно расположен с запада. Здесь предполагалось построить мост, но это не было осуществлено. Фасады с колоннами, фигурными наличниками и карнизами, облицованы мрамором, гранитом, кирпичом. На цоколе укреплены 20 досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II. Наибольшая высота храма – 81 метр, что достаточно символично, если вспомнить, что Александр II был убит в 1881 г. Купола покрыты позолоченными и эмалированными медными листами, кровли шатров, крылец – поливной разноцветной черепицей. Главка над алтарём покрыта золотой смальтой. Фронтоны украшают мозаичные панно, созданные по эскизам В. Васнецова и др. художников на евангельские сюжеты. Колокольня собора украшена мозаичными изображениями гербов российских губерний.
Интерьер храма поражает великолепием всех входящих. В отделке использованы итальянские разноцветные мраморы и русские полудрагоценные камни. Вокруг места трагедии поставлены четыре колонны из алтайской яшмы, сверху воздвигнута сень из горного хрусталя.
Мозаика сплошь покрывает стены, пилоны и своды, занимая площадь свыше 6000 квадратных метров, а общая площадь мозаики свыше 7050 квадратных метров. Почти все мозаичные панно исполнены в мастерской братьев Фроловых по рисункам художников А. Рябушкина, Н. Харламова, В. Беляева. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам М. Нестерова и В. Васнецова – «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».
В 1930-е гг. собор едва не был уничтожен как «малохудожественное подражание храму Василия Блаженного». Долгое время он использовался как склад, при этом значительно пострадали его интерьеры. Однако после реставрации храм был превращен в музей и его может увидеть любой желающий. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник открылся для посетителей. Спас на Крови – один из самых любимых и интересных храмов по мнению гостей и жителей Санкт-Петербурга. |
Чтобы заказать экскурсию по Санкт-Петербургу отправьте Ваше сообщение через эту форму или позвоните мне +7 960 276 34 50. РоманСайт сделан под разрешение экрана 1280 на 800. Если страницы отображаются некорректно, настройте разрешение экрана: Рабочий стол-правая кнопка мыши-свойства-параметры-разрешение экрана. |
|
|
|